Фешин Николай Иванович (1881 – 1955)

Родился в семье резчика иконостасов; его отец рано привлек сына к работе и привил вкус к живописи. В 14 лет мальчик поступил в Казанскую художественную школу, где учил до 1900. В 1901 по рекомендации школы Фешин был принят в петербургскую Академию художеств, в мастерскую И. Е. Репина, которую окончил в 1909. С 1909 Фешин жил в Казани и преподавал там в местной художественной школе. Картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Его картины 1900-х импрессионистичны, динамичны по живописной лепке, красочны и реалистичны. Например, работы, посвященные быту народов Поволжья: «Черемисская свадьба» (1908), «Обливание» (1911, Музей изобразительных искусств Татарстана в Казани). К осени 1910 Фешин вернулся к преподаванию. С этого же времени художник постоянно участвовал в международных выставках в Европе и США (Питтсбург). В 1916 он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. От Репина и от передвижников вообще он воспринял манеру широкого свободного мазка, но обнаружил и самобытный дар колориста. Раздельный мазок в его полотнах укрупнялся, соединялся с ритмом модерна, а иногда и с элементами протоэкспрессионизма. В 1910-е — 1920-е были написаны наиболее значительные произведения художника: «Портрет Вари Адоратской» (1914) — один из лучших детских образов в искусстве рубежа XIX — XX веков; «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916), «Портрет отца» (1918) соединяли в себе острую экспрессию с живописностью. Получив предложение преподавать в Нью-Йорке, в 1923 Фешин уехал в США. Жил в Нью-Йорке, а с 1927 — в Таосе (штат Нью-Мексико), где по своему же проекту выстроил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В конце 1930-х путешествовал по Мексике и Японии. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса. Фешин плодотворно работал в разных жанрах. Он выполнил большой цикл ярких этнографических зарисовок, нередко переводил их в литографию. Успешно занимался светскими портретами — элегантными, но не слишком реалистичными. Они скорее представляли собой цветастые наборы салонных комплиментов, чем вписывались в большое искусство. Совсем в иной манере — серьезной и драматичной — написаны в 1923–1924 портреты художника Д. Д. Бурлюка и его жены (сейчас хранятся в США, Лонг-Айленд, Хэмптон-Бейс, в собрании наследников семьи Бурлюков). Кроме этого, в своеобразной манере, напоминающей графику Г. Гольбейна, художник создал обширную серию рисунков местного этноса. В 1981, к столетию со дня рождения Фешина, в его доме в Таосе восхищенные «поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского», американцы основали Институт его имени — с музеем и образовательным центром.

ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ. ЭТЮД


Бумага / уголь
37.5 x 29 см

19 мая 2012, «Русское и советское искусство»

ЗАДНИК ГОСТИНОЙ БОГАТОГО ДОМА. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К КНИГЕ З.М. СЛАВЯНОВОЙ «РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИЙ ТЕАТР». КАЗАНЬ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО.

1921
Бумага / акварель, гуашь
13.7 x 21.7 см

24 марта 2012, «Художник и театр»

Спасибо!

Теперь Вы всегда будете получать сообщения о готовящихся мероприятиях галереи.