Беггров Александр Карлович (1841 – 1914)

Акварель знаменитого мариниста, ученика А.П. Боголюбова Александра Карловича Беггрова (1841–1914) «Торговый люд за стенами храма Василия Блаженого» принадлежит к числу редких видов Москвы, написанных художником. Большинство его работ посвящено морской тематике – это марины, виды портовых городов, изображения известных морских судов («Гавр», 1876; «Салон броненосца «Чесма», 1902; «Венеция», 1906). Сын академика Карла Петровича Беггрова Александр сначала решил связать свою жизнь с морем. По окончании Инженерного и артиллерийского училища морского министерства участвовал морским офицером в кругосветном путешествии (1866–1868). Однако от отца он унаследовал художественные способности и тягу и искусству, поэтому в 1870, уже взрослым человеком, он начал посещать Академию художеств в Петербурге. В 1871 для продолжения художественного образования Александр Беггров был командирован Морским министерством в Париж к А. П. Боголюбову, под руководством которого работал до 1874. Во Франции его излюбленными мотивами были виды прибрежных районов – Трепора, Гавра, Конкарпо. Море надолго захватывает воображение художника, утверждается в качестве главной темы творчества. Смерть отца в 1875 году заставила Беггрова вернуться на родину. С этого времени он полностью предается любимому занятию – живописи и пишет первые городские пейзажи, панорамные виды Петербурга. Замечательные картины «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Устье Невы», «Петергофская военная пристань», «С Мытного перевоза на Биржу» пользуются неизменным успехом на выставках, и в 1878 году он избирается членом Товарищества передвижных выставок. Будучи морским офицером и художником Морского ведомства, в 1880-е – начале 1890-х годов Беггров много путешествует. В этот период у художника появляется интерес к оживлению пейзажа фигурами людей – стаффажем. Наряду с морскими видами он теперь все чаще пишет городские. Кроме того, В 1885 художник выступил одним из учредителей «Общества русских акварелистов». Акварелью выполнены многие виды Петербурга, Венеции, Нормандии. Показанная на VII передвижной выставке картина «Набережная Невы» (1876) положила начало циклу петербургских пейзажей художника. Возможно, картина «Торговый люд за стенами собора Василия Блаженного» была написана в 1891 году. В то время талант художника достигает своего апогея, он виртуозно работает в различных техниках, осваивает новые жанры. Этот московский пейзаж сильно отличается от привычных панорамных видов Петербурга и изображений портовых городов, где люди выступает лишь стаффажем. Акварель «Торговый люд за стенами храма Василия Блаженного» – это сложная многофигурная композиция, героями которой в равной мере стал город и его жители. Перед нами разворачивается замечательная по своей точности жанровая сцена – картина повседневной жизни Москвы во всем ее многообразии. Ближайшими аналогиями из известных картин Александра Беггрова можно считать акварель того же года «Городской пейзаж» из государственного Русского музея, а также более ранее произведение «Утром на Невском проспекте» 1886 года.

ТОРГОВЫЙ ЛЮД ЗА СТЕНАМИ СОБОРА ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО


Картон / см.техника
70 x 56 см

18 июня 2011, «Русское и западноевропейское искусство»

Спасибо!

Теперь Вы всегда будете получать сообщения о готовящихся мероприятиях галереи.